Началом истории Акционерного общества «Проектно-изыскательский институт «Ленгипроречтранс» стало создание 5 августа 1931 года (фактическое начало деятельности 15 июля 1931 года) Государственного института проектирования и изысканий на водном транспорте «Гипроводтранс».

Приказ о создании институтаИнститут «Гипроводтранс» в течение длительного периода являлся головным предприятием по проектированию водно-транспортных объектов, промышленных предприятий судостроения и судоремонта, портовых судоподъемных сооружений и перегрузочного оборудования. Он сыграл большую роль в создании экономической науки на речном транспорте, проведении экономических изысканий по привлечению и переключению массовых грузопотоков с других видов транспорта на водный, обосновании крупнейших водно-транспортных проблем: системы «Большая Волга», Волго-Балтийского соединения, освоении вновь создаваемых водохранилищ на реках Сибири и Дальнего Востока и в других бассейнах.

С началом Великой Отечественной войны институт эвакуировали в п. Сенгилей Ульяновской области, затем в Москву, но даже в блокадной северной столице сохранялось его подразделение. Больше половины членов коллектива, насчитывавшего порядка 600 человек, защищали Родину в рядах Красной Армии; однако многим из них, к сожалению, не суждено было вернуться с фронта.

В 50-х годах в связи с созданием самостоятельных министерств морского и речного флота институт «Гипроводтранс» разделился на предприятия, отдельно специализирующиеся по речному и по морскому направлению деятельности.

Одно из этих предприятий, Государственный институт проектирования на речном транспорте «Ленгипроречтранс», занялось задачами улучшения условий судоходства на реках и транспортного освоения водохранилищ. Специалисты института успешно решали сложные вопросы судоходства и обосновывали перспективные схемы развития водных путей в Волжском, Северо-Западном, Печорском, Ленском, Енисейском и других бассейнах.

Институтом «Ленгипроречтранс» было разработано свыше 100 проектов реконструкции, технического перевооружения и нового строительства промышленных предприятий: судостроительные и судоремонтные заводы в Ленинграде, Петрокрепости, Лименде, Череповце, Петрозаводске, Городце (Горьковская область), Костроме, Астрахани, Красноярске, Хабаровске; завод судового и портового оборудования «Теплоход».

Огромная заслуга специалистов «Ленгипроречтранс» состоит и в помощи подведомственным Минречфлоту РСФСР организациям по отладке процедуры централизованного изготовления элементов поточных механизированных линий для корпусно-сварочных цехов.

Механизированные порты - Котласский, Ленинградский, Печорский, Костромской, Рыбинский, Саратовский, Хабаровский, Благовещенский, Осетровский (крупнейший на р.Лена) - также результат труда сотрудников института.

В 1976-1980 годах был спроектирован и сооружен Лесосибирский порт; увеличена пропускная способность Печорского, Хабаровского и Комсомольского-на- Амуре портов; введены в эксплуатацию причалы Череповецкого производственного объединения «Аммофос»; на р.Свирь появился крупный порт Важины. Для обеспечения поставок материалов на стройку Байкало- Амурской железнодорожной магистрали готовились проекты причалов на оз.Байкал, в г.Северо-Байкальск и других пунктах.

Среди разработок института - речные вокзалы в Горьком, Осетрово, Котласе, Архангельске, Шушенском, Комсомольске-на-Амуре.

Оригинальные технические решения были реализованы в речных вокзалах в Ленинграде, Петрозаводске, Саратове, Волгограде, Ярославле (авторы проекта - Т.П. Садовский и ГД. Лейбович - удостоились почетных дипломов Союза - архитекторов СССР), Ульяновске и Омске (авторам этих проектов вручили медали ВДНХ СССР).

Современный Проектно-изыскательский институт «Ленгипроречтранс» является достойным преемником Ленинградского института проектирования на речном транспорте, почитая лучшие традиции предшественника, преумножает их путем эффективного сочетания в своей деятельности бесценного накопленного опыта и новых возможностей.