Городецкий гидроузел на реке Волге расположен в 442 км от Рыбинского и в 333 км от Чебоксарского гидроузлов. Работы по реконструкции шлюзов Городецкого гидроузла проводятся в рамках реализации федерального проекта «Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта».

По итогам совещания по развитию речного судоходства в июле 2023 года было дано поручение принять дополнительные меры для завершения в плановые сроки мероприятий по реконструкции судоходных шлюзов 15 и 16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от г. Городец до г. Нижний Новгород.

Проектно-изыскательский институт АО «Ленгипроречтранс» выступает в качестве разработчика проектной документации по объекту «Реконструкция судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза, и создание судоходного канала от г. Городец до г. Нижний Новгород. 2-й этап».

18 августа 2023 г получено положительное заключение экспертизы №52-1-1-3-048857-2023 по следующим видам работ: реконструкция нижней головы шлюза №15-16 и строительство в нижнем подходном канале Городецкого гидроузла второй камеры шлюза №15.

С 14 по 16 июня в Нижнем Новгороде, Новосибирске и Владивостоке прошел III Международный научно-промышленный форум «Транспорт. Горизонты развития».

В работе форума приняли участие представители органов власти Федерального и регионального уровней, представители зарубежных государственных институтов власти и бизнеса, профессиональное сообщество транспортников и организации реального сектора экономики.

В рамках форума участники обсудили вопросы, обусловленные современными вызовами, стоящими перед транспортной отраслью: переключение грузовых потоков, развитие транспортных коридоров, состояние инфраструктуры, проблемы импортозамещения и пути их решения, повышение транспортной энергоэффективности, проблемы правового, экономического и кадрового обеспечения деятельности транспорта.

Павел Белкин, генеральный директор АО «Ленгипроречтранс», рассказал о перспективных проектах развития внутренних водных путей и портовой инфраструктуры, включающих в себя реконструкцию шлюзов Городецкого гидроузла, разработку рекомендаций по обеспечению гарантированной глубины судового хода на участке р. Волга от Волгоградского гидроузла и до о.п. Стрелецкое, реконструкцию Волго-Каспийского морского судоходного канала, создание нового Самарского речного порта, развитие Саратовского речного порта, развитие торгово-логистического канала «Средняя Волга – Каспий – Персидский залив», создание логистической системы с использованием водного транспорта для перевозки зерна в Волжском бассейне.

С 29 по 30 мая 2023 года в ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» состоялась VI международная научно-практическая конференция «Гришанинские чтения – водные пути и русловые процессы, гидротехнические сооружения водных путей». Конференция проводилась под эгидой Межвузовского научно - коордиционного совета по проблеме эрозионных, русловых и устьевых процессов при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова при участии объединенного совета наук о земле Санкт-Петербургского научного центра российской академии наук.

В работе конференции приняли участие сотрудники Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Государственного гидрологического института, Российского государственного гидрометеорологического университета, ВНИИГ имени Б.Е. Веденеева, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Института водных проблем РАН, Российского университета транспорта, Волжского и Сибирского государственных университетов водного транспорта, администрации Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей, а также другие представители научного сообщества.

Представители Проектно-изыскательного института «Ленгипроречтранс» Павел Белкин и Михаил Шайтанов рассказали о гидрологических и русловых исследованиях в составе проектов содержания и развития инфраструктуры внутренних водных путей и водохозяйственной деятельности. Были затронуты вопросы русловых исследований на реках Амур и Лена, исследования процессов руслоформирования р. Волги в районе Самарского водозабора, обеспечения гарантированной глубины судового хода на Нижней Волге.

Также Павел Белкин подробно проинформировал участников конференции о ходе выполнения работ институтом на наиболее сложном на сегодняшний день объекте инфраструктуры водных путей – проекте реконструкции Городецких шлюзов на Волге.

6 июня 2023 года состоялась рабочая встреча Ассоциации «Афанасий Никитин» в подкомитете по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству по теме: «Предпринимательство в сфере транспорта и логистики на экономическом пространстве МТК «Север-Юг».

В заседании приняли участие члены Комитета РСПП по международному сотрудничеству, представители Ассоциации «Афанасий Никитин» и профильных рабочих органов РСПП.

Участники заседания обсудили вопросы содействия развитию предпринимательства в деятельности Ассоциации «Афанасий Никитин», интеграции предпринимательской активности в сфере транспорта и логистики на экономическом пространстве МТК «Север-Юг», инвестиционные проекты в инфраструктурной связанности экономического потенциала Волжско-Каспийского региона, предпринимательскую деятельность в управлении международными цепочками поставок в пространстве МТК «Север-Юг».

Павел Белкин, генеральный директор АО «Ленгипроречтранс», рассказал о сетевом проекте «Малые зерновые порты Волги и Камы», разрабатываемом в сотрудничестве с Ассоциацией «Афанасий Никитин». Проект предусматривает создание сети низкобюджетных сезонных терминалов для перевалки зерна на водный транспорт в Волжско-Камском бассейне, что обеспечит непосредственный выход продукции малых и средних компаний агросектора Поволжья на рынки регионов России и зарубежных стран в пространстве МТК «Север-Юг».

Участники встречи выразили готовность оказать поддержку в информировании о данном проекте заинтересованных органов государственного управления и представителей бизнеса.

В Нижегородской области начались подготовительные работы к модернизации шлюзов №15 и №16 Городецкого гидроузла и строительству дополнительной камеры шлюза. Проект по модернизации шлюзовых камер без полного вывода их из эксплуатации в современной России осуществляется впервые.

Цель проекта — обеспечить бесперебойное и безопасное судоходство на всем судоходном канале Волги от Городца до Нижнего Новгорода. Протяженность участка, на котором сегодня возникают сложности с обеспечением судоходства, составляет 40 км.

Проект реализуется в два этапа. Первым этапом предусмотрено строительство дополнительной камеры шлюза №15А, дноуглубление на участке подходного канала 1,5 км, где будет проведена выемка порядка 200 тыс. куб. м грунта, а также строительство левых причальных пал протяженностью 150 м из общих 600 м. На данный момент идет подготовительный период по первому этапу реконструкции.

На втором этапе будут выполнены дноуглубление на всем участке судового хода от Нижнего Новгорода до Городца протяженностью 40 км, достройка 450 м причальной палы и строительство причальной дамбы, которая сократит время шлюзования судов.

АО «Ленгипроречтранс», получивший в марте 2023 года по итогам рассмотрения проектно-сметной документации положительное заключение Главгосэкспертизы России, осуществляет авторский надзор за реализацией проекта.